Советы психолога
Школа №1 г.Владимир История школы Сведения о школе Прием учащихся Школьные методические объединения
Готовность ребенка к школе

Переход ребенка от дошкольного образа жизни к школьному является первым серьёзным испытанием для ребенка и его родителей.
Ребенок столкнётся со многими для себя пока непонятными и трудными моментами в общении, усвоении новых правил поведения, физическими и психологическими нагрузками, новыми знаниями и требованиями. Чаще всего представления детей о школе сводятся к некоторым внешним атрибутам учения (новый портфель, тетради, книги, ручки и карандаши), стремлению получать именно оценку «5» и некоторым известным им из детского сада правилам поведения.
Для родителей начало обучения ребенка в школе всегда знаменует новый этап в жизни семьи. Чаще всего родители воспринимают это событие как момент взросления своего ребенка. Родители уже имя опыт учения в школе понимают, что ничего не происходит сразу, многому нужно учиться, для достижения успеха необходимо трудолюбие и терпение. Однако, часто понимая все это, родители втайне надеются: теперь малыш повзрослел (ведь он уже идет в школу), все сложиться само собой, т.к. ребенок очень способный и сообразительный, бойкий и разговаривает как взрослый, да и дома он справляется с такими сложными заданиями. Если ожидания оправдаются и ваш ребенок будет с удовольствием ходить в школу и радовать семью хорошими оценками, то вы действительно хорошо знаете и объективно оцениваете его.
Моя беседа, наверное, не для таких родителей, а для тех кто ,возможно, сомневается – готов ли их ребенок к школе?
Что же такое ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ ?

В качестве составляющих компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривают:
• личностную готовность (мотивационная)
• волевая готовность
• интеллектуальная готовность
• зрительно-моторная координация

Личностная готовность(мотивационная) – это желание учиться, а непросто пойти в школу. Ребенок может хотеть пойти в школу потому, что все сверстники туда пойдут; потому что в школе все новое, а дети очень любят новизну; потому что ему купят ранец, тетради , пенал и другие подарки. Желание пойти в школу еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Другая позиция - ребенок стремиться в школу потому что хочет быть взрослым : иметь определенные права, все необходимое для школы, своё рабочее место, определенные условия для выполнения заданий, а также понимает закрепленные за ним обязанности – рано вставать, готовит уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место в семье и привилегии). Ребенок может не осознавать полностью для чего он готовит уроки, но в принципе он знает и понимает, что уроки готовить НУЖНО. Это называется «внутренней позицией школьника», она является основой готовности к школе. Однако, определить наличие такой позиции школьника сейчас невозможно, т. к. она не возникает на пустом месте, а формируется в течение первых 2-3 месяцев учебы в школе. А вот в период, предшествующий приходу в школу позиция школьника проявляется в стремлении в школу (в том числе и по причине привлекательности внешних школьных атрибутов) и готовности соблюдать школьные правила и обязанности. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, т.к. школьная обстановка, правила поведения буду ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и бегать, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома. Я подробно останавливаюсь на этой составляющей школьной готовности, т.к. по многолетним наблюдения знаю, что, к сожалению, именно на это многие родители мало обращают внимания, считая не очень важным моментом в процессе обучения ребенка.

Волевая готовность – это умение ребенка сосредоточиться на словах взрослого, подчинив этому свои непосредственные желания и побуждения и точно следовать инструкции задания или просьбе. Это необходимо для того, что бы ученик мог понять и принять задание учителя, а т.к. в начале обучения большая часть заданий выдается на слух (дети не умеют читать), то от умения слышать учителя, понимать инструкции и точно их выполнять будет зависеть успешность обучения. Это умение, конечно, будет развиваться в процессе учебы в школе, но если волевой компонент не сформирован совсем( ребенок никак не может сосредоточиться на выполнении задания, забывает последовательность выполнения задания, начинает отвлекаться или что-то делать свое), то он не готов к школьным занятиям и с ним необходимо заниматься – с помощью специальных упражнений развивать способность слушать и выполнять определенные действия.
Тест на сформированность волевой готовности – попросите ребенка переложить высыпанные спички снова в коробок по одной и ровно. Дети не готовые к школе некоторое время выполняют это бессмысленное задание, а затем отказываются и начинают строить что-то свое.
Зрительно-моторная координация - это согласованные действия руки и глаза. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (на доску, в книгу) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Проверить согласованность действия руки и глаза можно самостоятельно, попросив ребенка перерисовать простейшие рисунки, схемы и фигуры. О трудности координации такой факт – многим детям легче рисовать на память, чем с натуры.

Интеллектуальная готовность – это способность ребенка воспринимать действительность с разных сторон, а не только опираясь на свои первые впечатления. Для определения интеллектуальной готовности обычно используют задачи Ж.Пиаже на сохранение количества.
Пример: перед ребенком ставят два одинаковых стакана с водой, воды в стаканах поровну (об этом можно спросить у ребенка). Затем переливают воду из одного стакана в более высокий (уровень воды в узком стакане выше). Теперь спросите у ребенка – одинаковое ли количество воды в стаканах ? Обычно ребёнок, у которого еще не сформирована интеллектуальная готовность к школе, говорит, что в узком стакане воды стало больше.
Еще одна задача: перед ребенком разложить два ряда пуговиц. Пуговиц в каждом ряду поровну (например, по шесть штук), но в одном ряду расстояние между пуговицами больше и ряд кажется длиннее. Вопрос – одинаковое ли количество пуговиц в рядах?

Таким образом: готовность к школе включает несколько основных составляющих, которые тесно связаны между собой – личностная, волевая, интеллектуальная, двигательно-моторная. Отдельные знания и умения ребенка перед школой могут помочь ему какое-то время быть успешным, но если в школьной готовности присутствуют не все компоненты, то через некоторое время это обнаружиться проблемами в учебе, отсутствием желания ходить в школу, плохим настроением после школы и в разговорах о ней, а иногда обострением болезней, плохим сном и снижением аппетита. Все эти составляющие школьной готовности во многом уже есть у детей 5-7 лет, а те которые недостаточно развиты возможно развить с помощью специальных упражнений.

Хочется пожелать родителям успехов, терпения и веры в своих детей!

Hosted by uCoz